Экстримизм - угроза обществу
Административные правонарушения экстремистского характера

О степени опасности административных правонарушений экстремистского характера говорят очень много. Смысла в таких разговорах нет, так как пропаганда экстремистской деятельности противоправна. В зависимости от тяжести содеянного, законодатель в Российской Федерации определил административную и уголовную ответственность.
В начале разговора об административных правонарушениях экстремистского характера стоит отметить, что, согласно статистике, такие правонарушения совершают лица в возрасте от 16 до 25 лет, либо от 50 и старше.
В п. 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержится перечень действий, которые законодателем обозначены как экстремистская деятельность (экстремизм). Перечень состоит из 13 пунктов, в данной лекции обратим внимание на пункты 9 и 10:
- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
За совершение противоправных действий по каждому из вышеуказанных пунктов законодатель определил ответственность, в частности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
- ст. 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов);
- ст. 20.3 (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами).
В настоящее время, к сожалению, статистика по привлечению граждан к административной ответственности по данным статьям не имеет тенденции к уменьшению. Почему? В чем причины? Начнем по порядку. Статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – Производство и распространение экстремистских материалов.
Министерством юстиции Российской Федерации на основании решений федеральных судов формируется Федеральный список экстремистских материалов, который опубликован в открытом доступе в сети Интернет на официальном портале ведомства (https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/) В настоящее время список состоит из более чем 5200 наименований информационных материалов и пополняется практически ежемесячно. В нем – книги, журналы, газеты, листовки, тексты со страниц сетевых ресурсов, картинки, а также песни (аудиофайлы) и видеоматериалы. Именно изготовление, тиражирование и распространение информационных материалов из Федерального списка является административным правонарушением, предусмотренным ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наиболее часто указанные правонарушения совершаются гражданами с использованием сети Интернет, т.е. пользователи публикуют на своих персональных страницах в социальных сетях противоправный контент, не ограничивая доступ к нему третьим лицам.
Это означает, что граждане не проявляют критичность в выборе своего информационного пространства и персонального контента. Почему срок годности на продуктах в магазине проверяют практически все, а при публикации сторонних информационных материалов раздумий не возникает?
Многообразие идеологий, закрепленное ст. 13 Конституции Российской Федерации, позволяет гражданам нашей страны придерживаться разных взглядов. Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. (пункт 1), а также гарантируется свобода массовой информации и цензура запрещается (пункт 5).
Однако, информационную свободу не стоит трактовать как вседозволенность, при формировании своего информационного поля необходимо соблюдать закон: ст. 29 Конституции Российской Федерации - Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2). Категоричность высказываний авторов информационного материала, который «пришелся по душе» пользователю, даёт основание на необходимость проверки его наличия в Федеральном списке экстремистских материалов. Тем более что тематика материалов, которые стоит проверить, абсолютно очевидна: расовые, религиозные, национальные и социальные отношения в обществе.
Безалаберность в такой сфере жизни ведет к совершенно определенной ответственности по закону, а именно:
Гражданину - штраф в размере от 1000 до 3000 рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;
Должностному лицу – штраф от 2000 до 5000 рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;
Юридическому лицу - от 100 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
О каком оборудовании и материалах идет речь в санкциях статьи 20.29 – как правило это полиграфическое оборудование (в том числе принтеры, копировальные аппараты и так далее), с помощью которого производится печать запрещенных информационных материалов или компьютерной техники (серверов, иных технических средств), на которых было организовано хранение противоправного контента с предоставлением доступа к последнему неограниченному кругу лиц.
Далее в рассматриваемом списке статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статья 20.3.
Помимо Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на противоправность действий по пропаганде либо публичной демонстрации нацистской символики указано в статье 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»: «Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах»
На практике, под нацистской символикой большинство граждан понимает в первую очередь изображение «фашистской свастики». При этом нацистской символикой или атрибутикой признается любая символика или атрибутика (знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли), воспроизводящая символику или атрибутику, использовавшуюся НСДАП и Фашистской партией Италии, как то свастики, фасции, приветственные жесты и т.п.
Так как не существует перечня (каталога) графических материалов, которые можно считать нацистской символикой или атрибутикой, при установлении факта противоправного деяния необходимо наличие заключения эксперта или специалиста о схожести демонстрируемой символики с нацистской символикой или атрибутикой до степени смешения. Это заключение фактически и определяет противоправный характер деяния, то есть имеет ключевое значение.
Существенным вопросом при квалификации деяния по ст. 20.3 Кодекса РФ об АП является наличие или отсутствие пропаганды демонстрируемой символики. Данный вопрос всё же целесообразно рассматривать на примерах.
Пример первый. Публичная демонстрация части тела с татуировкой, содержащей нацистскую символику, правоприменителем однозначно трактуется как пропаганда запрещенной символики. Объективную сторону состава данного административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики или символики, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые изображения нацистской атрибутики или символики доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 23.10.2014 № 2480-О (https://sudrf.cntd.ru/rospravo/document/420236401), само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации:
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, запрет на использование нацистской символики в любой форме (в том числе в виде татуировки), направлен, в том числе, на защиту прав и свобод других лиц.
Пример второй. На просторах сети «Интернет» отдельными пользователями тиражируются различные графические материалы, содержащие нацистскую символику. Например, масштабно используется публикация нацистской символики и атрибутики в списке комментариев. В таких случаях текст комментария, как правило, отсутствует (аргументов для эпатажа других пользователей не хватает), а картинка с символикой многократно повторяется. Такие действия вызывают неодобрительную реакцию у оппонентов. В этом случае без сомнения демонстрация и пропаганда имеют место, так как сами действия «спорщика картинками» имеют цель - выражение явного неуважения к обществу Интернет-пользователей и провокация неконструктивной и оскорбительной переписки.
Пример третий. Продажа предметов (посуды, ювелирных изделий, одежды и др.), содержащих нацистскую символику. Абсолютно естественно, что изготовление предметов, содержащих запрещенную символику, является пропагандой, так как зачастую аналогичные предметы, но без символики, стоят дешевле, либо реализовать их невозможно.
Что же касается исторических предметов, то по данному вопросу уже есть разъяснения Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 10 января 2018 г. № 5-АД17-109, можно ознакомиться по ссылке https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71763818/)
По существу дела: гражданин разместил на сайте «Avito.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявление о продаже военного знака «За ранение» Третьего Рейха, содержащего нацистскую символику (свастику и иную нацистскую символику), после чего предъявил его к продаже.
Довод гражданина о том, что свастика была заклеена скотчем, опровергался материалами дела, согласно которым изображение свастики на военном знаке не было закрыто как при размещении объявления на сайте «Avito.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», так и при предъявлении его к продаже конкретному лицу.
По поводу символики и пропаганды Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении дал следующие разъяснения: «Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными. К таковым относят, в частности, знамена, значки, атрибуты униформы, приветственные жесты и пароли, свастику, а также их воспроизведение в любой форме.
Вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события»
В таких решениях законодательство Российской Федерации не эксклюзивно. Например в Германии нацистская символика считается символикой антиконституционных организаций (https://www.dw.com/ru/как-в-германии-наказывают-за-свастику/a-45080704), публичная демонстрация такой символики запрещена, а наказание за указанное правонарушение предусмотрено уголовным кодексом Германии, санкция – лишение свободы на срок до 3 лет (https://www.bbc.com/russian/features-40977257)
Санкции за пропаганду либо публичное демонстрирование запрещенной символики и атрибутики (ст. 20.3 КоАП РФ):
Гражданину - штраф в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения;
Должностному лицу - от 1000 до 4000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
Юридическому лицу - от 10 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
за изготовление и сбыт в целях пропаганды:
Гражданину - штраф в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
Должностному лицу - от 2000 до 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
Юридическому лицу - от 25 000 до 100 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
При рассмотрении сути административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса РФ об АП, необходимо акцентировать внимание, что противоправным является не только пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Пропаганда или публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций также запрещены.
Что это означает? Если объединение (организация, движение, команда и тому подобное) решением суда внесена в Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», то символика, которая отождествляется с самой организацией также запрещена. В указанном перечне уже более 80 организаций, перечень опубликован на сайте Министерства юстиции Российской Федерации по ссылке https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/
Наибольшее количество выявляемых административных правонарушений связано с пропагандой или публичным демонстрированием символики следующих организаций:
- Межрегиональное общественное объединение «Союз Славянских Сил Руси» (другие наименования «Союз Советских Социалистических Республик», «СССР») (решение Верховного Суда Республики Коми от 11.07.2019) (дата размещения сведений: 03.10.2019). Пункт перечня 74;
- Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 и дополнительное решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2020) (дата размещения сведений: 29.10.2020) Пункт перечня 78;
- Общественное объединение Комитет «Нация и свобода» (решение Красноярского краевого суда от 28.07.2020, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021) Пункт перечня 80.
Межрегиональное общественное объединение «Союз Славянских Сил Руси» (другие наименования «Союз Советских Социалистических Республик», «СССР») очень широко использовало в своей символике аббревиатуру «СССР». Естественно, такие действия были намеренными со стороны организаторов запрещенной организации. Данный факт не свидетельствует о том, что все, кто публикует информационные материалы с «советской символикой», будут привлечены к административной ответственности. Административному наказания подлежат только те действия, в которых символика используется для пропаганды или публичной демонстрации запрещенной организации.
Например:
- текст, одобряющий или восхваляющий деятельность запрещенной организации с указанием символики;
- символика, где СССР расшифровывается как «Союз Славянских Сил Руси»
Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) имело довольно широкий набор различной символики, основная часть которой и характерные ее черты описаны в судебном решении. До момента признания международного общественного движения экстремистским организаторами было произведено и реализовано большое количество одежды, обуви и иного мерча с символикой АУЕ. Носить такую одежду нельзя, так как это является публичным демонстрированием символики и пропагандой экстремистской организации.
Также в случае с АУЕ административному наказанию подлежат лица, имеющие татуировки с символикой экстремистской организации и публично оголяющие татуированные части тела.
Основным символом запрещенного движения является восьмиконечная звезда (воровская звезда, «роза ветров»). Изображения могут быть самые разнообразные. К основному символу добавляют фашистскую свастику, черепа, змей, кресты, короны, точки, ромбы, карточные масти, а также лозунги преступного мира. К символике АУЕ относятся надписи, пропагандирующие движение, и надписи, содержащие понятия криминального мира.
Общественное объединение Комитет «Нация и свобода» - экстремистская организация с праворадикальной идеологией. К сожалению, не все знают, что очень красочные символы объединения запрещены к пропаганде и публичному демонстрированию, а именно флаг - 2-х цветное золото-черное полотно, черный штандарт с белой или золотой аббревиатурой «КНС»; герб - изображение «сокола Рюрика» на бордовом фоне.
В заключении, необходимо указать, что наличие в биографии гражданина фактов привлечения к административной ответственности по статьям 20.3 и 20.29 может повлечь за собой, например, ограничения при трудоустройстве на определенные должности.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», статья 15 (Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности):
«В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к:
государственной и муниципальной службе,
военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах,
а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.»